Памятный день в истории России
29 января 1932 года с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА, известный как «полуторка». Он был создан на базе американского «Форда-АА» на заводе имени Молотова в Нижнем Новгороде, ныне Горьковский автомобильный завод. Кабина изготавливалась из дерева и прессованного картона. Грузовик обладал высокой проходимостью по грунтовым дорогам, а по шоссе мог развивать скорость до 70 км/ч.
Свое название автомобиль получил благодаря грузоподъемности — 1500 кг. Образ горьковского грузовика стал частью национального культурного кода, а внешний вид машины узнаваем и спустя многие десятилетия после завершения производства. Полуторка вытянула вместе с СССР все масштабные стройки 1930-х годов, тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления народного хозяйства.
Сегодня мало кто знает, но первые сошедшие с конвейера полуторки назывались НАЗ-АА. Серийное производство нового грузовика началось 29 января 1932 года в Нижнем Новгороде. В том же году 7 октября Нижний Новгород был переименован в Горький в честь «первого пролетарского писателя». В 1932 году в СССР масштабно отмечали 40-летие с начала его творческой деятельности. Вслед за городом переименовали и завод, который до сих пор известен, как ГАЗ. Поэтому название ГАЗ-АА закрепилось за полуторками именно в конце 1932 года.
Интересные факты:
Машины могли ездить на лигроине и даже керосине. Полуторку действительно можно было заправить керосином, такой способ работал в теплое время года и при прогретом двигателе.
Легендарный автомобиль был запечатлён на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград». «Дорога жизни», по которой шло снабжение блокадного города, была проложена именно этими грузовиками.
Эти машины стали по-настоящему народными и вместе с людьми прошли через всю войну. Именно они доставляли продукты по Дороге жизни в блокадный Ленинград и именно на них очень часто подвозили боеприпасы на фронт. Сегодня курсанты ВПК при Самарской ОТШ ДОСААФ России несли Вахту памяти у легендарной машины времен ВОВ.